• 8 (499) 245-07-73 доб. 317, доб. 419
  • concept2016@raop.ru
Логин:
Пароль:

Модель поддержки и развития общественно-профессиональных сообществ учителей-предметников в системе общего образования как механизма государственно-общественного управления образованием

Структурная модель поддержки и развития общественно-профессиональных сообществ учителей-предметников в системе общего образования как механизма государственно-общественного управления образованием описывает среду и связи с возможными социальными партнерами общественно-профессиональных сообществ учителей-предметников. Включает перечень заинтересованных лиц-партнеров, которые могут выступать как заказчиками на разработку методического продукта, так и являться стороной, заинтересованной в методической, экспертной помощи.

Среди таких возможных потенциальных партнеров можно выделить:

  • органы государственной власти (федеральный, региональный, муниципальный уровень);
  • подведомственные органам управления образования организации: Институты развития образования, Институты повышения квалификации, Центры развития образования;
  • общественные организации: НКО, в том числе международные в сфере образования, культуры, спорта;
  • союзы и объединения промышленников и предпринимателей, социальные партнеры;
  • профсоюзные организации;
  • образовательные организации: общеобразовательные организации, организации профессионального образования, образовательные организации высшего образования;
  • родительские сообщества;
  • ученическое самоуправление;
  • учебно-методические объединения (федеральные, региональные), методические объединения учителей-предметников;
  • общественно-профессиональные сообщества (ассоциации) учителей-предметников;
  • учителя-предметники.

Модель поддержки и развития общественно-профессиональных сообществ учителей-предметников в системе общего образования рассматривается как механизм участия в государственно-общественном управлении в сфере образования. Опираясь на действующую нормативно-правовую базу, регулирующую реализацию государственно-общественного управления образованием, под поддержкой понимается формирование механизмов вовлечения общественно-профессиональных сообществ учителей-предметников в разработку и реализацию вопросов государственной образовательной политики, в связи с чем, необходимым и важным условием является расширение участия работников образования в данных общественно-профессиональных сообществах, которые могут быть юридически оформлены в самостоятельную общественную организацию, могут представлять разные виды профессионального взаимодействия. От правового статуса общественно-профессионального сообщества преподавателей, конечно, зависят и полномочия деятельности организации, но, в ситуации широкого вовлечения учителей-предметников в большей степени значима мотивация участия. Для выполнения задачи формирования механизма вовлечения общественно-профессиональных сообществ учителей-предметников в государственно-общественное управление образованием, выделили заинтересованных социальных партнеров, перечисленных выше и указанных в приложении 1, то есть, те организации, сообщества, заинтересованные в поддержке общественно-профессиональных сообществ.

Анализируя сложившиеся взаимодействия существующих предметных ассоциаций, сообществ, учебно-методических объединений, выделили ключевые методы и формы оказания поддержки органами государственной власти, другими заинтересованными структурами:

  • включение представителей общественно-профессиональных сообществ в состав советов и организационных структур;
  • участие в разработке нормативно-правовой базы в сфере образования;
  • привлечение к мониторинговым исследования, соцопросам;
  • технические задания на разработку содержания олимпиад, конкурсов, мониторинговых исследований, рекомендаций и т.д.;
  • экспертные обращения к общественно-профессиональным сообществам;
  • юридические консультации;
  • механизмы согласования проектов/ программ с общественно-профессиональными сообществами;
  • грантовая поддержка;
  • формирование заказа на методическую поддержку общеобразовательных организаций;
  • популяризация деятельности общественно-профессиональных сообществ через СМИ (печатные, электронные, ТВ).

Модель предполагает структурную организацию сообщества в соответствии с задачами и уставной деятельностью:

  • общее собрание членов общественно-профессионального сообщества учителей-предметников;
  • исполнительный орган/совет;
  • рабочие группы под конкретные задачи/проекты;
  • временные творческие коллективы;
  • комиссии, сформированные под текущие вопросы, связанные с основной (уставной) деятельностью;
  • наличие базы данных учителей-предметников.

Формирование механизма участия общественно-профессионального сообщества в государственно-общественном управлении в сфере образования направлено на реализацию задач включенности во взаимодействие с органами государственной власти, общеобразовательными организациями, расширения социального партнерства. Результат заключается в экспертной, консультационной, методической помощи в разных аспектах управления образованием, в том числе, оказания поддержки школам, показывающим низкие образовательные результаты.

Важным структурным компонентом реализации Модели поддержки и развития общественно-профессиональных сообществ учителей-предметников является «Дорожная карта» внедрения данной модели на Федеральном и региональных уровнях. Направления внедрения модели описывают этапы нормативно-правового, методического, организационного сопровождения реализации задач включения общественно-профессиональных сообществ учителей-предметников в систему государственно-общественного управления образованием.

Предполагаемые критерии эффективности реализации модели поддержки и развития общественно-профессиональных сообществ учителей-предметников зафиксированы в ключевых показателях и индикаторах, которые определяют основополагающие направления оценки:

  • степень участия общественно-профессиональных сообществ в разработке нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы образования;
  • уровень сформированности информационной открытости деятельности в части поддержки общественно-профессиональных сообществ;
  • уровень потребности профессионального сообщества учителей в организации формального и неформального взаимодействия;
  • уровень сформированной потребности организаций, сообществ, органов государственной власти в привлечении общественно-профессиональных сообществ учителей-предметников к участию в выработке решений в вопросах государственной образовательной политики.

Изучив рамочные материалы, компоненты модели поддержки и развития общественно-профессиональных сообществ учителей-предметников как механизма государственно-общественного управления образованием, просим принять участие в экспертной оценке модели, заполнив аналитическую экспертную анкету.

Яндекс.Метрика